Информацию о языковой ситуации в поселках мы получали прежде всего посредством анкетирования. На сегодня мы располагаем более чем двумя с половиной тысяч социолингвистических анкет, заполненных в 60 населенных пунктах.
Наши первые анкеты включали 32 вопроса. В ходе обследований количество вопросов увеличивалось и постепенно дошло до 46. Вопросы анкеты направлены на выяснение этнической самоидентификации респондента, лингвистической биографии (где родился, кто родители, дедушки и бабушки, когда, где и как освоил языки, которыми владеет, где жил до школы и на каком языке в то время говорил, где учился, на каком языке говорил со сверстниками вне школы и т.д.), современного языкового репертуара респондента и сфер и объема использования языков из этого репертуара, самооценки уровня владения этническим языком и другими языками, в том числе русским; анкета содержит также вопросы, дающие возможность определить отношение респондента к своему этническому языку (степень языковой лояльности) и к преподаванию этого языка в школе; наконец, в анкете имеются вопросы о знании фольклора на этническом языке и о передаче этого знания детям и/или внукам.
В городах и крупных поселках анкетирование проводилось преимущественно в группах автохтонного населения, в маленьких поселках – во всех группах населения. Хотя анкетирование не было сплошным, в автохтонных группах каждого населенного пункта мы старались опросить представителей разных семей, разного пола и разных поколений таким образом, чтобы получить информацию обо всех семьях и о представителях всех поколений в группе, а в случае небольших поселков и в поселке в целом. Как правило, анкеты заполнялись исследователем в процессе беседы с респондентом.
Дополнительным источником информации о языковой ситуации служат неформальные беседы с жителями (интервью). Полученная посредством заполнения анкет и интервьюирования информация дополняется объективной информацией об уровне владения этническим языком представителей разных поколений, которую мы получали в ходе сбора лингвистических данных.
Интернет ресурс (сайт) создается для оптимизации представления материала и для обеспечения доступности результатов его обработки как внутри научного сообщества, так и за его пределами.
Сайт содержит информацию социолингвистических анкет, а также базовую демографическую и социокультурную информацию об обследованных населенных пунктах и имеющихся в них группах автохтонного населения. Информация о современной языковой ситуации и ее развитии на протяжении последнего столетия визуализируется с помощью электронных карт.